Характерной чертой деменции является нарушение речи (афазия) и всех речевых функций. В зависимости от типа заболевания отличаются их клинические проявления. Так, после острого нарушения мозгового кровообращения речевое изменение постепенно восстанавливается, а при прогрессирующем заболевании центральной нервной системы ухудшается. Афазия представляет собой локальное отсутствие или изменение уже сформировавшейся речи у взрослого человека.
Речь при заболеваниях ЦНС
В ранних и недавних исследованиях проводилось изучение симптомов, сопровождающих афазию при всех типах деменции после таких патологий как инфаркт головного мозга, болезнь Альцгеймера, заболевание Паркинсона, рассеянный склероз, злокачественные опухоли, ранние и отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.
Большая часть случаев нарушения речи приходится на болезнь Альцгеймера ввиду широкой распространенности патологии. В 1907 году врач Альцгеймер самостоятельно описывал начальные и последующие речевые изменения. Особенно быстро наступает афазия при ранней (пресенильной) форме заболевания. Временем ранее доктор Пик в 1892 году упоминал об изменении речи при слабоумии, ныне называемой фронто-темпоральной (лобно-височной) деменции. С 1973 года началось систематическое исследование больных с афазией при деменции.
Типы изменения речи
Согласно классификации Лурии и наблюдений ученых при деменции выделяют несколько типов нарушения речи.
Вид | Описание |
---|---|
Нарушение по Броку (эфферентная) | Поражается левое полушарие головного мозга, его нижняя часть, где густо расположены двигательные (моторные) нейроны. Речевой отдел именуется центр Брока. Клиника:
|
Динамическая афазия | Зачастую поражение лобной области левого полушария головного мозга. Человеку трудно выстроить логическую цепочку, собрать синтезированные мысли в единый блок и выразить его речевыми оборотами. |
Афферентная моторная | Затрагивается задняя и центральная зона темени. Изменение звукового построения и восприятия. Больной трудно различает схожие звуковые артикуляции (парад – падат, бегемот – бемотот). Звуки перемешиваются или переставляются местами. |
Расстройство по Вернике | Другое название — сенсорное нарушение. Утрачивается восприятие фонематической слуховой дуги. |
Амнестическая | Поражение теменной и височной зоны коры головного мозга. Пациент затрудняется сразу назвать предмет или действие. Взамен пытается объяснить, для чего предназначен предмет. Например, когда показывают шариковую ручку, описывает что нужно держать в руке, писать, рисовать. Потеря памяти и речи при начальной и умеренной деменции на время может исчезать, однако в большинстве случаев только прогрессирует. |
Акустико-мнестическая | Трудности в воспроизведении и запоминании слухоречевого материала. Снижается зрительная память, слова трудно назвать. |
Оптико-мнестическая | Поражение височной зоны преимущественно задней поверхности, где имеется переход в теменную зону. Изменение номинативной речевой функции (невозможность дать название вещи). Больной не может нарисовать названый предмет, однако способность срисовывать сохранена. |
Номинальная | Сходна по проявлению с оптико-мнестической, трудности в задании определения указываемой вещи. Как правило, признаки дегенеративного заболевания Альцгеймера. |
Семантическая | Пациенту затруднительно синтезировать понятную окружающим речь. Он не может понять сложные по составу предложения, наполненные логическими и грамматическими оборотами. Затруднено пространственное описание с глубоким расширением смысла происходящего (например, описание природы с деталями). |
Нарушение речи при деменции характеризуется скудностью лексикона, повторением одних и тех же слов по нескольку раз. Со временем исключаются к употреблению слова прилагательные, наречия, обороты описания. При деменции больной разговаривает с зеркалом как с новым человеком в случае умеренно-тяжелой стадии. Может каждый раз знакомиться, затем интерес пропадает, словесное воспроизведение практически полностью исчезает.
Замедление афазии
Чтобы улучшить общее состояние пациента, потребуется тщательный уход и терпение со стороны ухаживающего. При деменции с пациентом разговаривают медленно, четко произнося слова. Это помогает уловить суть сказанного и построить логическую цепочку полученной мысли. Нейролингвисты и психотерапевты рекомендуют проведение нехитрых занятий:
- Чтение небольших отрывков текста с попыткой изложения прочтенного.
- Настольные игры с подключением логической жилки: монополия, мафия, вытягивание деревянных брусков из цельной башни, бродилки-ходилки с выбрасыванием кубиков.
- Решение задач судоку, кроссвордов по вспоминанию слов, расчет клеток и закрашивание полученного рисунка.
- Игра на музыкальном инструменте, особенно если человек до этого обучался музицированию.
- Регулярное общение с обращением по имени.
Согласно исследованиям канадских ученых в 2015 году получен вывод, соблюдение алгоритма психотехники поддержания и восстановления речевого выражения, базированные на практике внимательности, замедляют процесс прогрессирования деменции.
Важно! Настораживающим признаком начинающейся деменции с афазией становится речевое «спотыкание», выражение мысли экспрессивное с забыванием некоторых слов или звуков. Впоследствии перерастает в логоклонии (беспорядок в морфологии и синтаксисе слов).
Стимуляция мозгового центра поможет максимально замедлить наступление речевых изменений с последующей их утратой.
Видео
109