Метод Монтессори для пожилых с деменцией и болезнью Альцгеймера

Использование метода Монтессори при деменции и болезни Альцгеймера

Использование метода Монтессори ассоциируется с педагогической системой, применимой в детских садах, но геронтологи адаптировали эту систему для работы с пожилыми людьми, больными деменцией и болезнью Альцгеймера. В последние десятилетия в Европе, Америке и Австралии ученые доказали высокую эффективность этого метода в работе с людьми преклонного возраста с нарушениями когнитивных функций.

Мария Монтессори (1870 — 1952) – итальянский педагог, разработавший педагогическую систему, основанную на идее свободного воспитания, развитии естественных способностей ребенка и инициативы.

В США, Канаде, Австралии упражнения по методу Марии Монтессори с дементными пациентами дали положительные результаты, помогли восстанавливать утраченные навыки и снижать уровень тревожности. В 2011 году работа по системе Монтессори с пожилыми людьми с деменцией привела к сокращению седативных препаратов на 60% в специализированной клинике в Австралии.

Доброжелательная обстановка при работе с дементными больными
Доброжелательная обстановка при работе с дементными больными

Занятия по Монтессори начали адаптировать для пожилых людей с деменцией в 90-х годах. Упражнения помогают развивать мелкую моторику, сохранять когнитивные способности, повышать уровень концентрации на предметах, поддерживать самооценку и достоинство пожилого человека.

Один из главных постулатов системы Монтессори – проявлять уважение по отношению к каждому человеку.

Метод основывается на тщательном подборе упражнений и заданий, которые пожилой успешно выполнял в прошлом, на увлечениях и хобби человека с деменцией. Начиная с простых действий человек переходит к более сложным. Например, сначала пожилой учится сжимать шарик руками попеременно, затем лепить простые предметы, и постепенно развивая мелкую моторику рук, выполняет более сложные задания.

Работа с крупами и фасолью при деменции и болезни Альцгеймера
Работа с крупами и фасолью при деменции и болезни Альцгеймера

Взаимосвязь метода Монтессори и деменции

Разработанная в начале XX века методика обучения М.Монтессори основана на том, что при работе с детьми необходимо учитывать их возможности и потребности. Отвечать на вопросы: на что они способны? а что им нравится делать? Для педагога важно создать задачу, которая чуть-чуть выше зоны комфорта, чтобы дети могли улучшить свой навык. Те же правила работают и для людей с деменцией.

Потерянные навыки у пожилых при возникновении деменции являются по сути теми же первичными навыками, которые получают дети дошкольного возраста. На этой схожести и базируется перенос модели работы с детьми на людей пожилого возраста с деменцией.

Система Монтессори по уходу за слабоумными людьми имеет похожую цель — задействовать ощущения и чувства, чтобы помочь пожилым людям с болезнью заново открыть для себя окружающий мир. Создание среды, в которой человек найдет связь с окружающим миром – важнейшая задача при работе с деменцией.

Пескотерапия в работе с пожилыми с деменцией и Альцгеймером
Пескотерапия в работе с пожилыми с деменцией и Альцгеймером

Применение метода Монтессори на практике

Занятия по системе Монтессори помогают пожилым людям заново обучиться навыкам чтения, письма, ориентации в мире. Деятельность, в которой задействованы мышление, внимание, логика – ежедневно воздействует на когнитивные процессы пожилых людей со слабоумием.

Люди с деменцией чувствуют очень большую потребность в том, чтобы быть нужными и полезными в обществе. Это можно использовать даже в быту, например, одно из упражнений, используемых в работе с пожилыми: разложить выстиранное белье (наволочки к наволочкам, простыни к простыням, белье к белью) или вытирать вымытую посуду и раскладывать по местам (чашки к чашкам, ложки к ложкам).

Постояльцы дома престарелых ухаживают за рассадой
Постояльцы дома престарелых ухаживают за рассадой

Еще пример другого упражнения: пожилой человек ищет предмет в крупе (рис, пшено, манка) с помощью шумовки или ложки с дырочками. Крупа проскальзывает в отверстия, а предмет остается на ложке.

Важные факторы в работе

  • Повторение изученного
  • Закрепление результата с положительным настроем
  • Использование разных ощущений и чувств при выполнении заданий

Тактильные материалы

Материалы, используемые для занятий с пожилыми людьми, могут быть самыми разными. Их основная задача — вызвать яркие сенсорные ощущения у больных деменцией. Применяемые тактильные материалы:

  • Песок
  • Крупы
  • Паззлы
  • Ткани
  • Пластилин, тесто
  • Карточки
  • Пуговицы и разные застежки
  • Магнитная доска с фигурками
  • Антистрессовые игрушки и подушки
Дидактические материалы в системе Монтессори
Дидактические материалы в системе Монтессори

Виды памяти по Монтессори

Система включает работу с разными видами памяти:

  • Эксплици́тная память
  • Процедурная память

Эксплицитная память – это вид памяти, связанный с осознанными воспоминаниями, включает в себя запоминание слов, лиц людей, личные события в жизни человека, мировые и контекстные факты и события. Для воссоздания воспоминаний специалисты создают условия для пожилого человека, в которых он переживает событие, видит, слышит, думает, пишет, вспоминает ощущения собственного тела.

Для актуализации эксплицитной или декларативной памяти в окружении пожилого человека с болезнью Альцгеймера используют знаки, таблички, подписи, например, на кран вешают записку «Поверни синюю ручку и польется холодная вода», на еду – надписи «Съешь еду».

Процедурная память относится к долговременной и отвечает за сохранение опыта действий, двигательных неосознаваемых навыков (застегнуть пуговицы, взбить яйца, читать текст, как ловить мяч, чистить зубы, управлять машиной), каждый раз заново мы не вспоминаем, как это делается, обычно действие происходит автоматически. Специалисты заново формируют такие действия методом практики и повторений.

Работа с кубиками и цветом при деменции
Работа с кубиками и цветом при деменции

Полезные рекомендации для работы с пожилыми с деменцией в домашних условиях

  • Используйте календарь событий, например, в него можно фиксировать все занятия, запланированные на день, все бытовые дела. Пожилой человек привыкнет обращаться к календарю и следовать распорядку дня.
  • Пользуйтесь фотоальбомами для того, чтобы стимулировать память пожилого человека, просите его рассказывать истории на фото, вспоминать имена, места, и подкрепляйте его действия положительными эмоциями.
  • Предложите пожилому человеку помочь разобрать и сложить одежду и белье. Эти простые действия дадут возможность и «поработать головой», и почувствовать пожилому человеку себя полезным.
  • Играйте с дементным больным в сортировочные игры, основанные на увлечениях пожилого человека. Например, если родственник любит цветоводство – подберите для него картинки цветов и растений, которые нужно разложить по заданному параметру.
  • Обязательно ежедневно совершайте совместные прогулки. Такие занятия поддерживают, силу, тонус мышц, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии пожилого человека.
  • Напишите инструкции для таких бытовых процедур, как чистка зубов. Разместите карточки с инструкциями в ванной комнате, на холодильнике, в его комнате.
  • Для своевременного приема лекарств используйте телефон с сигналами, чтобы напоминать в какое время человеку принять лекарство. Также помогут специальные контейнеры для приема лекарств.
  • Давать выполнять пожилым людям самостоятельно любимые дела: поливать цветы, рисовать, рукодельничать, ухаживать за огородом, содержать питомца, читать сказки внукам.
  • Подпишите шкафы, двери, ящики, укажите содержимое, это поможет пожилому человеку лучше ориентироваться в пространстве. Пишите очень крупно, четко.
  • Телефон, смартфон с приложением, которое позволяет напоминать о делах и событиях (прием пищи, умывание, прогулка и т.д.), поможет поддерживать самостоятельность и независимость по мере снижения памяти у больного деменцией и болезнью Альцгеймера.
Работа с бусинками для развития мелкой моторики
Работа с бусинками для развития мелкой моторики

Пассивный образ жизни, ежедневный просмотр телевизора, отсутствие социальных контактов и новой деятельности, ощущение ненужности – все это создает неблагоприятную обстановку для пожилого человека с деменцией, из-за которой болезнь прогрессирует самыми быстрыми темпами.

На сегодняшний день лечение деменции и болезни Альцгеймера не найдено, но процесс развития заболевания и нарушения когнитивных функций можно приостановить, если заниматься с больными деменцией. В этом участвуют и геронтологи, и врачи, и родственники. Это большой кропотливый труд, который приводит к положительным результатам.

 

Заказать звонок
+
Жду звонка!